ПРИКАЗ
от 12 сентября 2014 года N 412
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590; ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; N 49, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3451), подпунктом 5.2.2.1 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343; N 45, ст.5822; 2014, N 2, ст.108; N 35, ст.4773),
приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Периодическая оценка безопасности исследовательских ядерных установок" (НП-092-14).
Руководитель
А.В.Алёшин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
19 февраля 2015 года,
регистрационный N 36109
Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Периодическая оценка безопасности исследовательских ядерных установок" (НП-092-14)
1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Периодическая оценка безопасности исследовательских ядерных установок" (далее - ФНП) разработаны в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590; ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; N 49, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3451), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст.5600; 1999, N 27, ст.3380; 2000, N 28, ст.2981; 2002, N 4, ст.325; N 44, ст.4392; 2003, N 40, ст.3899; 2005, N 23, ст.2278; 2006, N 50, ст.5346; 2007, N 14, ст.1692; N 46, ст.5583; 2008, N 15, ст.1549; 2012, N 51, ст.7203).
2. Настоящие ФНП устанавливают требования к содержанию работ при периодической оценке безопасности (далее - ПОБ) исследовательских ядерных установок (далее - ИЯУ).
3. Требования настоящих ФНП распространяются на ИЯУ, находящиеся в эксплуатации на основании лицензии, выданной на срок более чем 10 лет, за исключением ИЯУ, эксплуатируемых в режиме окончательного останова.
4. Целью ПОБ является оценка состояния безопасности ИЯУ и использование результатов ПОБ для разработки мероприятий, обеспечивающих безопасность ИЯУ до следующей ПОБ или до окончания срока эксплуатации ИЯУ с учетом срока эксплуатации и старения оборудования.
5. При выполнении ПОБ должны соблюдаться принципы и учитываться критерии, изложенные в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок", утвержденных приказом Ростехнадзора от 30.06.2011 N 348 (зарегистрирован Минюстом России 29.08.2011, регистрационный N 21700; Российская газета, 2011, N 195).
6. ПОБ должна выполняться в соответствии с программой, разработанной и утвержденной эксплуатирующей организацией (далее - ЭО), с периодичностью один раз в 10 лет, при этом за начало 10-летнего периода принимается дата выдачи лицензии на эксплуатацию ИЯУ. Программа выполнения ПОБ должна быть представлена на рассмотрение в орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
7. Работы по очередной ПОБ должны быть закончены за 12 месяцев до окончания соответствующего 10-летнего периода эксплуатации ИЯУ.
8. В программе выполнения ПОБ должны быть определены:
цели выполнения ПОБ;
организационная структура управления работами по ПОБ и список ответственных лиц;
перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и других нормативных правовых актов, руководящих и методических документов, используемых при выполнении ПОБ;
основные этапы, объем и номенклатура выполняемых работ;
организации, принимающие участие в проведении ПОБ и имеющие соответствующие лицензии на выполнение работ и предоставление услуг в области использования атомной энергии;
перечень систем ИЯУ, важных для безопасности;
порядок проверки соответствия систем и элементов ИЯУ, важных для безопасности, проектной, конструкторской и эксплуатационной документации;
перечень запланированных обследований зданий и сооружений, проверок и испытаний систем, важных для безопасности;
методики, используемые при оценке остаточного ресурса элементов и систем, важных для безопасности;
перечень программных средств, используемых при выполнении ПОБ;
порядок подготовки отчета по результатам ПОБ.
9. Программа выполнения ПОБ должна предусматривать разработку мероприятий, которые необходимо выполнять в случае:
отличия фактического состояния зданий и сооружений, элементов и систем, важных для безопасности, от требований и характеристик, определенных в проектной и конструкторской документации;
несоответствия эксплуатационной документации фактическому состоянию ИЯУ;
несоответствия рассмотренных в отчете по обоснованию безопасности (далее - ООБ) ИЯУ перечня исходных событий проектных аварий и сценариев запроектных аварий требованиям, установленным в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии и других нормативных правовых актах.
10. Программа выполнения ПОБ должна предусматривать следующие этапы работ:
сбор информации, необходимой для выполнения ПОБ;
комплексную проверку состояния безопасности ИЯУ;
разработку мероприятий (компенсирующих мер), направленных на обеспечение безопасности при последующей эксплуатации ИЯУ;
оценку безопасности ИЯУ по результатам комплексной проверки состояния безопасности ИЯУ при условии реализации предложенных мероприятий по повышению безопасности ИЯУ.
11. Комплексная проверка состояния ИЯУ и последующая оценка состояния безопасности ИЯУ должны проводиться на основе анализа проектной, конструкторской и эксплуатационной документации ИЯУ, включая:
ООБ ИЯУ и другие документы, обосновывающие безопасность ИЯУ;
технические решения, акты и другие документы, касающиеся внесения изменений в элементы систем, важных для безопасности;
результаты проведения планово-предупредительных ремонтов и технического обслуживания систем и элементов, важных для безопасности;
результаты комплексного обследования ИЯУ, проведенного в рамках подготовки к продлению срока эксплуатации (если такое обследование проводилось), а также результаты, касающиеся замены выработавших свой ресурс элементов и обоснования остаточного ресурса незаменяемых элементов систем, важных для безопасности;
результаты работ по выполнению программы управления ресурсом элементов систем, важных для безопасности;
годовые отчеты по оценке состояния ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации ИЯУ;
отчеты по анализу имевших место нарушений в работе ИЯУ;
данные об изменении условий в районе размещения ИЯУ с учетом возможного воздействия на ИЯУ новых (изменившихся) внешних факторов природного и техногенного происхождения;
методики и программные средства, используемые при обосновании безопасности ядерных установок, данные об изменениях методов анализа безопасности, а также изменения, произошедшие в методах выполнения анализов безопасности;
акты и предписания, выданные органами государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
документы, касающиеся изменения организационной структуры ЭО;
результаты миссий Международного агентства по атомной энергии и других международных организаций (если таковые проводились).
12. При проведении комплексной проверки состояния безопасности ИЯУ должно быть рассмотрено следующее.
1) Состояние проектной и конструкторской документации.
По результатам рассмотрения проектной и конструкторской документации ИЯУ должна быть проведена оценка:
соответствия проекта ИЯУ, включая проведенные модификации, требованиям, установленным в федеральных нормах и правилах в области использования атомной энергии и других нормативных правовых актах, с учетом принятия новых нормативных правовых актов и изменений, внесенных в ранее принятые;
соответствия фактического состояния элементов систем, важных для безопасности, проектной и конструкторской документации ИЯУ;
влияния на безопасность ИЯУ выявленных несоответствий фактического состояния элементов систем, важных для безопасности, проектной и конструкторской документации ИЯУ.
2) Обоснование безопасности ИЯУ.
По результатам рассмотрения ранее выполненного обоснования безопасности ИЯУ должна быть проведена оценка:
соответствия приведенного в ООБ ИЯУ обоснования безопасности требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и текущему состоянию ИЯУ;
влияния на состояние безопасности ИЯУ изменений условий в районе размещения ИЯУ и текущего состояния площадки ИЯУ;
корректности и достаточности принятых в ООБ ИЯУ перечня исходных событий для проектных аварий и перечня запроектных аварий;
необходимости дополнительных расчетных исследований безопасности ИЯУ с использованием новых и усовершенствованных методик и программных средств;
необходимости внесения изменений в действующий ООБ ИЯУ.
3) Опыт эксплуатации ИЯУ.
Исходя из полученного опыта эксплуатации ИЯУ, должны быть рассмотрены и оценены события, параметры и характеристики ИЯУ, отражающие состояние безопасности ИЯУ, включая:
фактическое техническое состояние и ресурсные характеристики систем и элементов ИЯУ с учетом длительности и условий (режимов) их эксплуатации;
информацию о выполнении условий действия лицензии на эксплуатацию;
программу управления ресурсом элементов систем, важных для безопасности;
результаты анализа имевших место нарушений в работе ИЯУ за истекший период;
результаты индивидуального дозиметрического контроля персонала;
обеспечение безопасности при обращении с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом, в том числе при дальнейшем накоплении на площадке ИЯУ радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива.
4) Организационная структура ЭО.
При рассмотрении организационной структуры ЭО должна быть проведена оценка:
эффективности установленного порядка взаимодействия различных организационных структур ЭО и взаимодействия ЭО с другими организациями;
наличия четкого распределения обязанностей и ответственности персонала и системы контроля за исполнением принятых решений;
установленного в ЭО порядка подготовки персонала, включая программы обучения и стажировки персонала;
эффективности системы менеджмента качества;
эксплуатационной документации (включая регламенты, инструкции), ее полноты и достаточности, своевременности внесения изменений, четкости и однозначности изложения, а также установленного порядка хранения.
5) Противоаварийная готовность.
При оценке эффективности принимаемых мер по обеспечению противоаварийной готовности должны быть рассмотрены:
соответствие плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на ИЯУ установленным требованиям;
готовность персонала к работам по ликвидации последствий аварии;
наличие и достаточность технических средств, необходимых для проведения работ по ликвидации последствий аварии.
6) Воздействие ИЯУ на окружающую среду.
При оценке воздействия ИЯУ на окружающую среду должно быть выполнено сравнение фактических данных о выбросах и сбросах радиоактивных веществ с установленными допустимыми значениями.
13. Кроме указанных аспектов, при проведении оценки состояния безопасности ИЯУ необходимо учитывать и другие влияющие на безопасность аспекты, обусловленные спецификой конкретной ИЯУ.
14. По результатам выполненной комплексной проверки состояния безопасности ИЯУ ЭО должна разработать мероприятия (корректирующие меры), направленные на обеспечение безопасности в последующий период эксплуатации ИЯУ, и определить последовательность их выполнения.
15. При определении приоритетности проведения мероприятий необходимо учитывать возможные радиационные последствия нарушений нормальной эксплуатации ИЯУ, обусловленных выявленными несоответствиями ИЯУ требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, оставшееся время эксплуатации ИЯУ, программу планируемых экспериментальных исследований, время и затраты, связанные с реализацией предлагаемых мероприятий.
16. Если установлено, что выявленные при проведении ПОБ несоответствия ИЯУ требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии приводят к превышению установленных дозовых пределов для персонала или населения или к превышению установленных для ИЯУ нормативов предельно допустимых выбросов или допустимых сбросов радиоактивных веществ в окружающую среду, ЭО должна оперативно, до завершения работ по ПОБ, разработать и реализовать корректирующие меры. При необходимости должна быть проведена корректировка параметров ИЯУ или перевод ИЯУ в режим временного останова.
17. Все реализованные на момент завершения ПОБ мероприятия, направленные на повышение безопасности ИЯУ, должны быть отражены в ООБ ИЯУ, откорректированном по результатам ПОБ.
18. По результатам комплексной проверки состояния безопасности ИЯУ с учетом планируемых мероприятий, компенсирующих несоответствие ИЯУ требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, необходимо провести общую оценку состояния безопасности ИЯУ, возможности и условий обеспечения безопасности при последующем 10-летнем периоде эксплуатации ИЯУ или необходимости реконструкции, или вывода ее из эксплуатации.
19. Отчет о результатах проведенной ПОБ должен содержать:
перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, использованных при проведении ПОБ;
перечень проектных, конструкторских, эксплуатационных документов и справочных материалов, использованных при выполнении ПОБ;
перечень элементов и систем (включая здания и сооружения), состояние которых рассматривалось при проведении ПОБ;
краткое описание результатов проверки состояния безопасности по факторам, указанным в главе V настоящих ФНП;
описание выявленных несоответствий фактического состояния элементов и систем, важных для безопасности, проектной и конструкторской документации;
описание выявленных отступлений от требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и других нормативных правовых актов;
описание предложенных мероприятий по устранению выявленных несоответствий ИЯУ требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и других нормативных правовых актов, рекомендуемый план-график их реализации;
общую оценку фактического состояния ИЯУ;
заключение ЭО о возможности и условиях дальнейшей безопасной эксплуатации ИЯУ или необходимости реконструкции, или вывода ИЯУ из эксплуатации.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 24.02.2015,
N 0001201502240015